Жизнь без невроза. Проводим лечение при помощи традиционных восточных практик

Вас мучают приступы беспричинной тоски? Постоянно меняется настроение? Судорожно вспоминаете, закрыта ли входная дверь и выключен ли утюг, а окружающие люди не вызывают ничего кроме раздражения – скорее всего у Вас невроз. Современный мир с его безумным ритмом интенсивно провоцирует развитие этого заболевания, постепенно формируя настоящую цивилизацию невротиков – по различным оценкам подобные нарушения психики имеют от 50 до 70% населения нашей планеты. Между тем, невроз оказывает колоссальное разрушительное влияние на психику, а вслед за этим на весь организм, становясь косвенной причиной инфарктов, инсультов, ишемической болезни сердца и широчайшего спектра других патологий.

Что же такое невроз?

Невроз–собирательное название для большой группы расстройств психики. Они сопровождаются высоким уровнем тревожности, пониженной умственной и физической активностью, астеническими и истерическими проявлениями. Для болезни характерно длительное, затяжное течение, которое может длиться годами. Можно выделить три основные клинических формы невроза: неврастению (упадок сил, усталость на фоне сильнейшего напряжения); истерию (соматовегетативные нарушения); невроз навязчивых состояний (появление навязчивых идей, мыслей, состояний).

Как отмечают медики, это болезнь «с тысячью лиц», ее течение строго индивидуально. Людей с совершенно одинаковой картиной заболевания просто не существует. Оно в той или иной мере затрагивает всю вегетативную систему, вызывая массу крайне неприятных эффектов. Обычные «спутники» невроза – гипертония, депрессии, бессонница, раздражительность, сильнейшие головные боли, сексуальные нарушения, расстройства пищеварения.

Причины и предпосылки невроза

Своего рода «визитная карточка» невроза – затяжное течение и системное нарушение психических процессов. Важнейшей и ключевой причиной здесь является конфликт – внешний или, что бывает чаще, внутренний. Фактически, невроз – это следствие постоянного внутреннего эмоционального и интеллектуального напряжения, приводящего к травмированию психики.

Чаще всего болезнь является следствием болезненных и тягостных переживаний, вызванных жизненными неурядицами или иными психотравмирующими факторами, среди которых:

• измена мужа или жены, развод
  • сильное разочарование, неоправдавшиеся ожидания
  • смерть близкого человека
  • уход из семьи
  • чрезмерная строгость в воспитании
  • завышенные требования со стороны родителей или супруга
  • психологическое доминирование одного из членов семьи
  • конфликтная, напряженная атмосфера в семье или коллективе
  • неприятности на работе и тд

Это лишь самые распространенные предпосылки, однако в подобной роли могут выступить и другие факторы, вызывающие сильное и затяжное психоэмоциональное напряжение. В отдельных случаях невроз спровоцирован нарушением кровоснабжения головного мозга, а также воспалительными инфекциями.

Особенности лечения невротических состояний

Указанные особенности делают самостоятельное избавление от невроза сложным и даже почти невозможным делом. Иными словами, помощь врача становится жизненно необходимой. Только правильно организованное лечение имеет шансы на успех. Также, крайне важным является деятельное участие близких людей, особенно в период обострения. Основой лечения является психотерапия, которая формирует правильный образ мировосприятия человека, избавленный от стрессов. Ведется работа по разрешению внутриличностных предпосылок формирования избыточного психологического напряжения, а также коррекции отношений с окружающими людьми. Очень эффективны аутогенные тренировки под руководством грамотного врача. Возможны и групповые занятия с применением методик арт-терапии, психодрамы, гештальт-терапии.

Крайне результативным является совместное посещение психотерапевта членами семьи больного и изменение образа жизни, ставшего причиной невроза. Одновременно с этим назначаются различные виды физиотерапии – ванны, ингаляции, обертывания, массаж, электросон, направленные на снижение уровня стресса и стимулирование процессов торможения в участках коры головного мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие.

Медикаментозное лечение является неотъемлемым компонентом медицинской помощи при неврозе и назначается с самых первых дней.

Применяются следующие группы лекарственных препаратов:

• транквилизаторы (нозепам, феназепам, диазепам, реланиум и др)
  • снотворные средства (золиклон, залеллон, сомнол)
  • антидепрессанты (золофт, магрилан, залеплон, санвал)

Лекарства выписывают в зависимости от степени развития и специфики протекания заболевания. Предполагается, что они должны вызывать антидепрессивный эффект, седативное действие, способствовать снижению уровня тревожности, устранять страх, тоску, снимать мышечное напряжение и тем самым обеспечить условия для нормального восстановления психики.

Лечение невроза в восточных медицинских практиках

Восточные медицинские школы тоже считают невроз крайне опасным заболеванием, ведущим к разрушению абсолютно всех систем организма. Более того, невротичный, легковозбудимый человек испокон веков не признавался достойным доверия. Такой точки зрения придерживались на всем Древнем Востоке – Индии, Китае, Японии, Тибете.

Причиной невроза традиционно считается дисбаланс внутренней энергии, в частности избыток каких-либо ее видов (чаще всего активной формы – ян) и «зашлакованность» отдельных энергетических каналов. Так, врачи Японии и Китая убеждены, что невроз вызывается нарушением протекания жизненной силы по основным меридианам печени, селезенки, мочевого пузыря и в отдельных случаях кишечника. Характер нарушения определяет форму болезни, которой страдает человек. Тибетская школа причиной невроза видит избыток энергии Ветра. Значительное преобладание Ветра вызывает хроническое возбуждение нервной системы, которое выливается в нарушение обмена между другими органами. Если задуматься, речь идет об одной и той же идее, высказанной по-разному.

Однако, самое интересное, любая восточная школа, признавая разрушительную силу невроза, видит нарушения невротического характера сравнительно легко устранимыми. В этом, пожалуй, основное отличие точки зрения восточных врачей от мнения их западных коллег. Отличается и сам подход к процедуре терапии – здесь мало используются медицинские препараты.

Предпочтение отдается методам:

• акупунктуры (акупрессуры, иглоукалывания и термопунктуры)
  • специального массажа тела, массажа ушных раковин (аурикулотерапия)
  • вакуумной терапии с помощью магнитных банок
  • правильной диете (в том числе фитотерапии)

ваккум-градиентная терапия

Вакуум-градиентная терапия

Акупунктура

Доктор Чжао Пэйюнь

Основная и наиболее эффективная форма терапии при неврозе. Следует отметить, что результативным оказывается не только применение игл, но и прижигание точек полынными сигарами.

Работа ведется преимущественно с точками (по китайской номенклатуре):

• хоу-дин, шан-син, инь-тан в лобной и теменной области
  • фэн-чи, тянь-чжу, синь, шэ в затылочной области
  • сюань-ли, тоу-вэй, тай-ян в височной области головы

С такими симптомами как головокружение, бессонница, общая слабость, истерия работают профильно, используя специальные комплексы постановки игл и прижигания. Схема лечения строго индивидуальна- она зависит от телесной конституции человека, его образа жизни и наличия других заболеваний. Как правило назначают 2 последовательных курса акупунктуры с коротким перерывом по 8-10 сеансов в каждом.

Массаж

Второй по эффективности метод борьбы с неврозом в восточной медицине. Практикуется массаж волосистой части головы, лба, воротниковой зоны, спины и грудных мышц. Специальные техники поглаживания, пощипывания и сжимания увеличивают интенсивность обмена энергии и кровоснабжение этих зон, способствуя стабилизации психических процессов. Также массаж направлен на снижение гипертонуса мышц и снятие мышечных блоков.

Зачастую его совмещают с техниками акупрессуры (в стиле японского шиацу), тогда производится специализированная стимуляция активных зон и точек пальцами рук, вызывающая эффект подобный акупунктуре. Однако в отличие от нее, здесь внимание уделяется крупным мышцам груди и спины.

Широко практикуется аурикулотерапия – стимуляция точек, расположенных на ушных раковинах. В данном случае тоже осуществляется при помощи пальцев. Массаж назначается 2-3 курсами по 5-7 процедур с перерывом в 2 недели.

Вакуумная терапия

Вакуумная терапия с использованием специальных магнитных банок хорошо дополняет эффект, полученный от массажа. Банки ставят на область шеи и грудь, сочетая влияние пониженного давления со стимуляцией магнитными полями. Она является поддерживающей и усиливает воздействие массажа.

Большое значение придается фитотерапии. Тут она тоже не выступает основным средством, но дает возможность закрепить достигнутый результат и снизить уровень психического напряжения. В борьбе с неврозом широко применяется хмель, валериана, чабрец, мелисса лекарственная, душица, ромашка аптечная, календула, донник лекарственный, вахта трехлистная и целый ряд других растений. Обратим внимание, их набор очень сходен с тем, что используют западные врачи и назначается по похожей схеме. Впрочем, это вполне закономерно – знания о скрытых возможностях трав пришли в основном из восточной медицины. Крайне действенными считаются отвары, настои, которые нужно принимать в течение дня, как компонент повседневного рациона.

Но, повторимся, самое главное, что невроз очень эффективно лечится с применением восточных техник, поэтому если Вас измучили тревоги, страхи, стресс, навязчивые состояния – обратитесь к врачу, знакомому с подобными практиками. В этом случае можно достичь значительно большего эффекта, нежели при классическом подходе к лечению.