Сохранить красоту и здоровье. Лечим парез лицевого нерва методами восточной медицины.

Парез лицевого нерва – одно из самых сложных и неоднозначных заболеваний. Несмотря на то, что сегодня разработаны эффективные средства лечения этой патологии, добиться полного исцеления достаточно проблематично. Гораздо чаще приходится вести речь о большей или меньшей степени исцеления, потому что добиться полного устранения последствий этого неприятного недуга крайне сложно. По крайней мере тем ассортиментом средств, которым располагает классическая медицина. Вместе с тем, существуют и альтернативные подходы к этой проблеме, которые предлагают восточные врачи.

При использовании восточных методик эффективность лечения достигает 90 и более процентов

Что такое парез лицевого нерва

Для тех, кто незнаком с этим понятием, поясним, парез лицевого нерва – это особое нарушение работы мышц лица, их тонуса и подвижности. Часто его называют невропатией лицевого нерва. Это, пожалуй, более точная формулировка, отражающая суть заболевания, причиной которого является патологические изменения лицевого нерва. В результате пареза возникает онемение, перекос и нарушение симметрии лица, недостаточная подвижность мимики, неподвижность отдельных групп лицевых мышц. Столь большой спектр симптомов обусловлен тем, что лицевой нерв «отвечает» также за функционирование слюнных, слезных желез, вкусовых рецепторов. Обычно патологический процесс затрагивает только одну его ветвь, поэтому и поражается лишь одна сторона лица.

Разновидности и предпосылки заболевания

Заболевание имеет несколько разновидностей, исходя из его происхождения.

Так, выделяют:

• Паралич Белла (идиопатический парез). Классический односторонний паралич, для которого характерны нарушения мимики различной степени, резкие болевые ощущения, быстрое развитие, выраженный воспалительный процесс. Обычно возникает после простудных и инфекционных заболеваний
  • Отогенный парез. Является следствием хронических заболеваний среднего уха и сопутствующих им воспалительных процессов. Может возникать в результате травм или хирургического вмешательства
  • Инфекционный парез. Результат поражения лицевого нерва вирусом или инфекцией. В большинстве случаев вызывается вирусами гриппа, Ханта, либо полиомиелита

Идиопатический парез является наиболее распространенной формой. Кроме перечисленных предпосылок, его источником может стать переохлаждение лица, уха, простудного заболевания. Значительно более редкими, но возможными причинами являются стоматологическое вмешательство, стресс, сахарный диабет, вирус герпеса, сифилис переутомление. Существует также врожденная форма пареза, когда дисфункция нервных волокон вызывается их неправильным развитием в период формирования плода. Последствия пареза могут выражаться не только внешне. Как правило заболеванию сопутствуют затруднения в приеме пищи, в частности нарушение вкуса, жевания, сухость во рту, нарушения в работе глаз (сухость, интенсивное слезотечение). Для больного парезом характерна высокая возбудимость, низкая устойчивость к стрессам, тревожность и зачастую повышенная конфликтность.

Три степени пареза

Принято выделять три степени заболевания, в зависимости от уровня выраженности его признаков – легкую, среднюю и тяжелую.

• Легкая форма характеризуется слабым проявлением симптомов. Диспропорция лица незначительна и как правило точно локализована на отдельных, небольших участках. Мимические мышцы с трудом, но подчиняются сознательному контролю
  • Средняя форма. Мышцы верхней части лица почти не подчинены сознательному контролю. Больной не может закрыть глаз или двигать бровями. Возникает так называемый лагофтальм (невозможность смыкания век). Плохо слушаются губы и мышцы щек
  • Тяжелая форма. Выраженная асимметрия лица и его диспропорция – перекошенность рта, щек, глаз не закрывается и веки не поддаются контролю. Ярко выраженный болевой синдром. Сглаживание носогубной складки

Лечение – только комплексное

Как утверждают врачи, своевременное начало лечения – половина успеха в противодействии этому недугу. Упущенные недели и даже дни могут обойтись очень дорого – высока вероятность того, что процесс примет необратимую форму. И даже если это не так, степень излечения зависит от того, как быстро назначена терапия. При этом, своевременное вмешательство дает хорошие шансы на восстановление работы мимики. Лечение пареза не сводится к одному приему лекарств, а представляет собой целый комплекс мероприятий. Кроме медикаментозного лечения обычно назначают:

• Физиотерапию
  • Массаж
  • Хирургическое вмешательство в особо тяжелых формах

Медикаментозное лечение

Между тем, медикаментозное лечение при парезе является основным. Как правило назначают целый спектр препаратов, среди которых анальгетики (баралгин, анальгин, кетонал, кеторол), сосудорасширяющие (компламин) и седативные средства (реланиум), противоотечные препараты (фуросемид, триампур и др). В качестве поддержки используются витаминные и минеральные комплексы с повышенной дозировкой (с преобладанием витаминов группы В). При выраженном воспалительном процессе в ход идут кортикостероидные медпрепараты (преднизолон). Часто применяют искусственные слезы для увлажнения слизистой оболочки глаз.

Физиотерапия

Физиотерапия считается обязательной при лечении пареза. Из наиболее распространенных методов – использование светолечения (лампа Солюкс), лечение токами высокой частоты, фонофорез (введение лекарства при помощи звуковых волн), компрессы расплавленным парафином, прогревание. Физиотерапию дополняют специальные гимнастические упражнения, направленные на активизацию двигательных нервов лицевых мышц.

Хирургическое лечение

Используется в особо тяжелых случаях, таких как разрыв лицевого нерва, что зачастую случается при тяжелых травмах. Оперативным путем восстанавливается целостность тканей, сшивая поврежденные участки. При необходимости используют метод аутотрансплантации – заимствование тканей собственного тела, чаще всего с ноги. Операция эффективна только если проведена в течение года, впоследствии ее результативность крайне незначительна.

А что говорит восточная медицина?

Точка зрения восточной медицины на лечение заболевания очень интересна. Здесь тоже не обещают чудес и не гарантируют исцеления, особенно в случае травмы, но совершенно по-другому ставят акценты при назначении терапии и используют принципиально другие методы. Но главное, результативность восточных методик при своевременном обращении значительно выше и речь идет уже о полном избавлении от недуга, с восстановлением функционала мимической мускулатуры, что является большой редкостью при использовании западного подхода к лечению. На это требуется определенное время, порой весьма значительное, но результат стоит усилий. Один немаловажный момент – лечение пареза требует высокой квалификации врача и значительного опыта в использовании практик восточной медицины. Основой лечения является использование рефлексотерапии во всех ее формах – иглоукалывания, акупрессуры, термопунктуры.

прогревание полынными сигарами

Прогревание полынными сигарами

Акупунктура

Акупунктура при парезе предполагает работу с группой точек, расположенных на лице – в области щек, век, рта, подбородка, лба. Иногда задействуются стимулирующие точки в области подреберья и позвоночника. Их сочетания, а также режим обработки строго индивидуальны и реализуются в соответствии с конкретной клинической картиной заболевания. Стимуляция начинается со здоровой стороны, а затем перемещается на пораженную.

Термопунктура (прогревание)

Термопунктура (моксотерапия) практикуется с использованием полынных сигар или угольных конусов. Обработке подлежат точки вдоль позвоночника и области шеи. В результате акупунктуры происходит активизация обменных процессов в пораженных тканях, уменьшение отечности, восстановление контроля за мимическими мышцами. Как правило назначается несколько курсов по 10-15 сеансов. Интервал между первым и вторым курсом примерно 10 дней, между вторым и третьим две недели, между третьим, четвертым и последующими около месяца.

Следует учесть, что накануне и сразу после сеансов акупунктуры нельзя применять обезболивающие средства – они значительно снижают эффективность лечения. Массаж и акупрессура при парезе лицевого нерва имеют дело с точками на лице, которые стимулируют при помощи мягких нажатий пальцами и специальных растирающих движений. Благодаря этому активизируется прохождение импульса по нервному волокну, «оживляя» застывшие мышцы. Зачастую метод предполагает втирание пихтового масла в пораженные участки и биологически активные зоны. В результате подобного массажа снижается отечность, устраняются застойные явления в тканях лица, улучшается питание нервных волокон, значительно улучшается кровоснабжение.

Лечение пареза лицевого нерва методами восточной медицины

При парезе лицевого нерва часто назначается фитотерапия, основная функция которой заключается в общеукрепляющем действии и стимуляции кровообращения в пораженных участках. В этом случае применяются настойки календулы, боярышника, меда, пиона, валерианы и ряда других растений.

Очень эффективны упражнения китайской гимнастики цигун, благодаря которым происходит активизация внутренней энергии организма и восстановление баланса энергетики отдельных меридианов, проходящих через шею и лицо человека. В этом случае можно рекомендовать комплексы из «мягкого» Тайцзицюань под руководством опытного наставника.

Как показывает практика, в случае использования техник цигун вероятность полного восстановления приближается к 90%

Таким образом, парез лицевого нерва вполне излечим и при грамотном подходе может стать не проклятием, а лишь эпизодом Вашей жизни, пусть даже не слишком приятным. Будьте здоровы!